Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Среднекарачанская основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ГАЛАКТИКА»
9 КЛАСС
Учитель первой категории:
Урбанцева К.Г.
с. Средний Карачан, 2016 г.
Аннотация.
Данная программа элективного курса объемом 6 часов адресована учащимся 9 класса. Содержание курса непосредственно опирается на знания, полученные учащимися при изучении физики, астрономии, географии, химии, биологии в основной школе и ориентировано на расширение представлений учащихся о важнейших физических законах, по которым живет Вселенная, процессах, протекающих на планетах и их особенностей. Эта тема является благодатной почвой для межпредметной интеграции, позволяет связать изучаемый материал по разным дисциплинам.
Астрономия и космонавтика открывают детям прекрасный и загадочный мир Вселенной. Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты! Учёные международного уровня! Необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека.
Программа позволяет создать благоприятные условия для ориентации в выборе профиля дальнейшего обучения, углубить интерес к предметам научно-исследовательского цикла, развивать проектно-исследовательские навыки учащихся.
Пояснительная записка.
В настоящий момент астрономия переживает еще одну революцию. Сегодня это одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют один за другим.
Изучение астрономии в средней школе необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани.
Первая из этих функций - прикладная. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни.
Вторая функция - общекультурная: это определение места и роли человека в структуре Вселенной. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует.
Цель программы: создание благоприятных условий для выбора профильного обучения, повысить интерес учащихся к предметам научно- естественного цикла, активно использовать метод проектов.
Задачи:
- способствовать выработке у учащихся научного мировоззрения, обобщая знания, полученные при изучении основ естественных наук, математики, философии;
- дать учащимся систему знаний по основам астрономии, космонавтики;
- познакомить с современными представлениями о строении Вселенной, ее развитии, а также с важнейшими достижениями науки по исследованию Вселенной;
4. формировать у учащихся приемы и способы проектно-исследовательской деятельности;
5. способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно- оценочных умений и навыков;
6. развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Содержание курса
1. Небо у нас над головой. Основные характеристики небесных тел, входящих в состав Солнечной системы, Галактики.
2. Законы физики и небесные тела:
• астрономическое происхождение единиц длины и времени;
• законы сохранения механики - законы движения небесных тел;
• изучение физических условий и процессов, протекающих на поверхности больших планет и звезд (теплообмен, испарение веществ, нагрев, сгорание в атмосфере);
• изучение особенностей внутреннего строения небесных тел и их влияние на существование внешнего магнитного поля.
3. Связь химии и астрономии: определение химического состава, происхождения и эволюции звезд и планет; физические условия на их поверхности как следствие химических реакций.
4. Связь географии и астрономии: изучение рельефа поверхности больших планет, его происхождение и влияние на климат.
5. Связь биологии и астрономии: возможность обнаружения жизни на других небесных телах и что для этого необходимо.
6. Жизнь и разум во Вселенной. Передовые достижения науки и техники в направлении изучения окружающего мира как источника неземного разума.
7. История развития представлений о строении мира и история освоения космоса.
В ходе изучения курса деятельность учащихся будет включать в себя:
- Выбор темы исследовательской работы .
- Поиск информации по заданной теме с использованием источников различного типа (индивидуальная самостоятельная работа).
- Анализ собранного материала, систематизация данных, оформление проекта, (индивидуальная самостоятельная работа).
- Презентация исследовательской работы (создание мультимедийной презентации в PowerPoint) и ее представление.
- Рефлексия своей деятельности и рецензирование работ товарищей (индивидуальная самостоятельная работа).
- Участие в мониторинге знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения каждой темы проекта (тестирование).
- Проблема внеземных цивилизаций.
Ожидаемые результаты по данному курсу:
- получение представлений о закономерностях, строении и происхождении тел Солнечной системы; строении и эволюции Вселенной;
- получение знаний об основных этапах освоения космоса;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способное! на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, навыков, анализ; новой информации;
- приобретения опыта обработки наблюдательных данных и навыка сотрудничества в процессе совместной работы;
- приобретение опыта проведения исследовательской работы, создания продукта проектной деятельности (в форме презентации), а также защиты этого проекта для любой аудитории;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии.
Учебно-методический комплекс.
Учебники, справочники, научно-популярная литература (список прилагается мультимедийные пособия, сайты, посвященные астрономии.
Для реализации практической части программы потребуется оборудование:
- модель небесной сферы;
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Учебно-тематический план
№п/п
|
Тема
|
Часы
|
Форма и место проведения, деятельность учителя и учеников
|
1
|
Звездное небо
|
1
|
Установочная лекция учителя, выбор исследовательских работ учащимися.
|
2
|
Освоение космического пространства
|
1
|
Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№1
|
3
|
Планеты земной группы
|
1
|
Активная лекция. Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№2
|
4
|
Планеты гиганты и их спутники
|
1
|
Активная лекция. Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№3
|
5
|
Малые тела Солнечной системы
|
1
|
Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№4
|
6
|
Солнце и солнечно-земные связи
|
1
|
Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест №5
|
7
|
Строение и эволюция Вселенной
|
1
|
Активная лекция. Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Экскурсия в планетарий
.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. «Звездное небо» (1 час)
Введение: содержание программы и способы ее реализации;
- что изучает астрономия, практическая значимость астрономии; связь астрономии с другими науками (физика, математика, химия, биология, географии история);
- роль наблюдений, их систематичность, фотографические наблюдения;
- астрономические инструменты;
- обсерватории - научно-исследовательские учреждения;
- созвездия, яркие звезды созвездий;
- звездное небо (+ карта), небесная сфера;
- видимое суточное движение светил - связь наблюдаемого с движением Земли;
- годичное движение Солнца;
Тема № 2. « Освоение космического пространства» (1 час)
- ученые- фантасты о полетах в космос;
- первые изобретатели космических кораблей (Н.И.Кибальчич, КЗ.Циолковский, Ю.В. Кондратюк, Ф.А.Цандер)
- создание и запуск искусственных спутников Земли (С.П. Королев; М.К. Тихонравов, Ф.А. Цандер);
- пилотируемые полеты (запуск в космос насекомых, животных, человека); современные космические исследования с помощью орбититальных космических станций, многоразовых космических систем;
- современные космические программы России, США, Японии, Китая, ЕКА.
Тема № 3 «Планеты земной группы» (1 час)
- Общие сведения о строении и составе Солнечной системы;
- Развитие представлений о строении Солнечной системы (Аристотель,Коперник, Кеплер, Галилей, Д.Бруно, Ньютон,);
- Общая характеристика планет земной группы;
- Планета Земля и ее спутник Луна (атмосфера, рельеф, температурный режим, особенное движения, наличие магнитного поля, внутреннее строение, наличие жизни ее происхождение);
- Планеты Меркурий, Венера, Марс и их спутники (атмосфера, рельеф, температурный режим, особенности движения, наличие магнитного поля , внутреннее строение, наличие жизни ее происхождение);
Тема № 4. «Планеты гиганты и их спутники» (1 час)
- общая характеристика планет-гигантов (группа планет, их место в СС, сравнительные размеры и массы, кольца и спутники, особенности движения, химический состав);
- планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и их спутники (атмосфера, рельеф, температурный режим, особенности движения, наличие магнитного поля, внутреннее строение, химический состав, наличие колец);
Тема № 5 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры (1 час)
- история открытия астероидов; строение, размеры и масса астероидов;
- происхождение метеоритов, их классификация, наиболее интересные из них.
- наблюдение комет с древности до наших дней;
- строение и состав комет;
- движение комет;
- влияние комет на Землю.
- понятие метеор;
- метеорные потоки;
Тема №6 « Солнце и солнечно-земные связи» (1 час)
- роль Солнца в Солнечной системе;
- строение Солнца как типичной звезды;
- Солнце - ближайшая к нам (Земле) звезда, солнечная активность;
- солнечно-земные связи.
Тема №7 « Строение и эволюция Вселенной»(1 час)
- Строение и состав нашей Галактики;
- Структура Вселенной;
- Черные дыры;
- Гипотезы о происхождение СС (Бюффон, Декарт, Кант, Шмидт);
- Космологические модели Вселенной;
- Эволюция Вселенной и жизнь,
- Проблема внеземных цивилизаций.
Темы проектно-исследовательских работ
- Созвездия в мифах и легендах.
- Писатели - фантасты о полетах в космос.
- Первые изобретатели космических кораблей (Н.И.Кибальчич, Н.Э.Циолковский, Ю.В. Кондратюк, Ф.А.Цандер).
- Создание и запуск искусственных спутников Земли (С.П. Королев; М.К. Тихонравов, Ф.А. Цандер).
- Они были первыми. (Насекомые и животные в космосе.)
- Планета Меркурий.
- Планета Венера и ее особенности.
- Планета Марс и ее спутники.
- Планета Земля и ее спутник Луна.
- Планета Юпитер и ее спутники.
- Планеты Сатурн и ее спутники.
- Планеты Уран, Нептун и их спутники.
- Астероиды и метеориты.
- Кометы и метеоры.
- Солнце как типичная звезда.
- Солнечная активность. Солнечно-земные связи.
- Черные дыры.
- Космологические модели Вселенной.
- Эволюция Вселенной и жизнь.
- Проблема внеземных цивилизаций.
Литература
- Учебник «Астрономия» для 11 классов, автор Е.П. Левитан, Москва, «Просвещение», 1994 г.
- Гурштейн А.А. «Извечные тайны неба», Москва, «Просвещение»,1984 г.
- Дагаев М.А., Чаругин В.М. «Книга для чтения по астрономии»,
- Москва, «Просвещение», 1988 г.
- Цесевич В.П. «Что и как наблюдать на небе», Москва, «Наука», 1979 г.
- Бабаджанов П.Б. «Метеоры и их наблюдение», Москва, «Наука», 1987 г.
|